Луговская Статьи Как разобрать слово по составу


Как разобрать слово по составу

E-mail

Разбор слова по составу в филологической науке называется «морфемный анализ». Это один из самых сложных видов аналитической работы с лексическими единицами русского языка. Несмотря на то, что морфемы изучают уже в начальной школе, даже у старшеклассников зачастую возникают проблемы с их определением внутри слов. Чтобы правильно провести разбор по составу, необходимо придерживаться определенного алгоритма.

1
Прочитайте определения основных морфем русского языка. В рамках традиционной школьной программы изучаются корень, приставка, окончание и суффикс. Корень – главная часть слова, имеющая общее значение для всех родственных (однокоренных) слов. Эта морфема является единственной обязательной. Слов без корня в русском языке нет.
2
Приставка и суффикс – морфемы, служащие для образования новых слов. Приставка располагается перед корнем, суффикс – за ним. Вместе с корнем они образуют основу слова. Наличие приставки или суффикса может изменить смысл, первоначально заложенный корнем, например: «едут – съедут – въедут» или «малина – малинник». В ряде случаев в слове имеется две приставки или два суффикса, например: «баловал» – суффиксы «ова» и «л».
3
Окончание – часть, служащая для образования новых форм слова и связи слов в предложении. Оно не меняет первоначальное лексическое значение, не образует новую смысловую единицу. Окончание бывает нулевым, например: арбуз, баран, боль и т.д.
4
Выпишите слово, предназначенное для разбора на отдельный лист. Определите часть речи, к которой оно относится. Это может быть имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д. Произнесите слово вслух. Решите, является ли оно изменяемым. При положительном ответе запишите рядом первоначальную форму слова, например: «баночка – банка».
5
Выделите окончание. Для этого измените слово несколько раз по родам, падежам или склонениям. Например: «баночка – дать баночку – нет баночки – думаю о баночке» или «арбуз – нет арбуза – пойду за арбузом». Изменяющаяся гласная на конце и будет окончанием: в слове «баночка» – окончание «а», в слове «арбуз» – нулевое.
6
Обозначьте основу слова. Обычно ее подчеркивают снизу прямой линией от первой буквы до окончания. Только из основы в русском языке состоят неизменяемые лексические единицы, например: шоссе, быстро, холодно, вчера и др.
7
Найдите приставку. Для этого подберите однокоренные слова с другой морфемой перед корнем или без нее вовсе. Например, выделить приставку «под» в глаголе «подъехать» помогут следующие измененные варианты: «переехать – заехать – выехать – съехать – ехать».
8
Определите суффикс. Уберите эту морфему из слова и убедитесь, что новая лексическая единица действительно существует в русском языке. Например, в слове «столик» присутствует суффикс «ик». Если вычеркнуть его, то получится самостоятельное существительное «стол». Чтобы проверить правильность «опознания» морфемы, подберите примеры слов, имеющих тот же суффикс, но с другим смысловым значением, например: «столик – гвоздик – топорик».
9
В последнюю очередь выделите корень слова. Эту важнейшую морфему нужно определять только после нахождения окончания, приставки и суффикса. В русском языке корень может иметь различный вид в однокоренных словах. В нем часто меняются или «исчезают» буквы, например: «чернота – чёрный» или «шёл – пришла». Для определения корня нужно подобрать родственные слова и найти в них неизменяемую (общую) часть, например: «подмостки – мост – мостить» - корень «мост».
 

Внешкольные занятия

Светодиодный экран

25.07.2018
  Если перед организатором мероприятия стоит задача провести масштабное деловое мероприятие, то здесь важным оборудованием становится – светодиодный экран. Понятно, что для того, чтобы на деловом мероприятии был светодиодный экран, вам нужно...
Подробнее...

Средние общеобразовательные школы

11.03.2013
образование Учреждение учебно-воспитательного характера, основной целью которого является дать основные систематические знания науки, навыки, умения всем учащимся называется средней общеобразовательной школой. Это база, необходимая ученику для дальнейшего развития, чтобы обрести профессиональное техническое...
Подробнее...

Внеклассные занятия и кружки

30.08.2012
Школьная жизнь – это не только парты и скрип мела, не только уроки и тетради, но и веселые перемены, улыбки и смех, конкурсы и вечера творчества, стихи и песни у костра. В...
Подробнее...

Публичный отчёт

Педагогические кадры школы МКОУ
В Луговской средней общеобразовательной школе № 1  работает отличный коллектив, недавно пополненный молодыми специалистами. Педагоги успешно осваивают современ...30-08-2012

Школьная жизнь

Качественніе коробки и упаковки
Сейчас без коробок и без упаковок обойтись ну просто ни как. Они нужны для всего: для упаковки вещей, для перевоза бытовой техники и так далее. Купить коробки и упак...21-08-2014